Юрий Шевчук – «Сольник. Альбом стихов»
«Новая газета». Книга вышла в свет в июне.
Нет, все-таки сложно понять меломанов, которые слушают музыку в виде файлов, и книгочеев, потребляющих литературные шедевры и новинки с экранов «наладонников» или компьютеров. Эти маленькие кнопки, эти мини-дисплеи, эти наушники-невидимки – где в них тайна и радость ожидания, сравнимая с той, которую испытываешь, вынимая пластинку из конверта или беря с полки непрочитанную книгу? Книги пахнут, а файлы – увы, нет. Никому ведь не придет в голову писать рецензию на содержимое рубрики «Тексты» на официальном сайте какой-нибудь рок-звезды. А книжка, чей контент пусть даже целиком повторяет наполнение этого раздела – гораздо более веский повод для разговора.
Любовно изданный и оформленный «Сольник» Юрия Шевчука включает не только песни «ДДТ», но и стихи лидера группы. Книгу, что немаловажно, просто приятно взять в руки: остроумный дизайн, удобный формат, удачный шрифт и качественная бумага. Вместо аляповатых вклеек – скромная подборка черно-белых фотографий прямо на форзацах. Буквально десятком снимков Юрий Юлианович знакомит читателей с образами дорогих ему людей – родителей, покойной жены, сына, друга.
Есть фотографии Шевчука разных лет. В книгу – опять-таки в соответствии с лучшими традициями отечественной полиграфии – вложен листок с замеченными опечатками. В «Альбоме стихов» он называется «Бюро находок (и извинений)» и заканчивается замечанием о том, что «после выхода книги ни один из корректоров не пострадал». Хотя опечаток, связанных с неточной расшифровкой поэтических строк автора, много.
Поскольку «Сольник» классифицируется как «альбом», то и его подразделы называются «треками». Таковых в книге девять, но, признаться, я так и не понял, по какому принципу собирались в них тексты. Ни хронологией, ни тематикой стихи, вошедшие в каждый из треков, не объединяются. Книгу, пожалуй, можно читать с любого места, ее лучше «листать», чем читать насквозь. Важна атмосфера; в маршрутке, где голосит радио «Шансон», «Сольник» точно не пойдет. Как и все «продукты от Юлианыча», книга требует внимательного подхода и, извините за выражение, душевных усилий. При прослушивании большинства последних песен «ДДТ» хочется сверяться с буклетом с текстами, чтобы ничего не пропустить.
Напечатанные на бумаге, они порой нуждаются в музыкальном аккомпанементе, но в принципе (кроме главных «хитов») могут обойтись и без него. Шевчук включил в «Сольник» жесткие, ломкие, непростые произведения – и о любви, и о стране, и о войне, и о Чулпан Хаматовой. Их бессмысленно оценивать с точки зрения поэтического мастерства, но за жабры они берут крепко. Жаль, что в книгу вошло не так много стихотворений чеченского цикла: из тех, что не могли стать песнями, они производят наиболее сильное впечатление. Меня же ближе к финалу книги неожиданно «накрыл» старинный, давно, казалось бы, известный текст песни «Мальчик-слепой». «Бабушка! Бабушка! Как мы едем? Что мы видим? Чем мы любим?» - вечные вопросы, которые задает Шевчук. Книга не дает ответов, но подталкивает читателя к их поискам.
Оценка: ****.
Алексей МАЖАЕВ.
|